ДПК является сравнительно новым продуктом и представляет собой полимерное изделие, наполненное древесной мукой, которое сочетает свойства полимера и древесины. На сегодняшний день объемы производства данного материала в России пока невелики.
Поставщики древесного и полимерного сырья, поставщики оборудования, компании-переработчики пластмасс, представители научных организаций и готовы принять участие в развитии рынка.
В России до 97% рынка составляет декинг – это наиболее простой продукт для продажи, который получают из ДПК. Также в других странах ДПК используют для производства автомобильных комплектующих, уличной мебели, стройматериалов. В России количество производителей ДПК неуклонно растет. При себестоимости сырья в 35 – 45 руб./кг, в зависимости от качества продукции оптовая цена составляет 70 – 100 руб., а розничная – 130 – 160 руб. В настоящее время у многих производителей работают небольшие китайские экструдеры, не позволяющие обеспечить соблюдение технологических стандартов и стабильный выпуск. Помимо этого, большинство игроков рынка обладают только одним экструдером, а это делает производство не совсем гибким. Перспективным направлением рынка является производство половой доски и сайдинга ДПК.
Гарантированный срок службы для изделий, изготовленных из ДПК «эконом-сегмента» составит два года, для остальных – больше. Ключевая проблема состоит в дозировке связующего агента, поскольку большая его концентрация приводит к нарушению формы изделий, а низкая ведет к снижению долговечности.
Древесная мука является не единственным и не самым эффективным наполнителем, может применяться также солома, натуральные волокна и другие материалы. Смешение компонентов – это важный технологический этап экструзии. От него зависит качество продукции и однородность ее свойств. При этом не менее важно получить минимально возможный размер частиц наполнителя. Это можно достичь за счет сужения потока в сходящихся плоскостях и скорости вращения шнека в экструдере.
В России древесную муку производят с пятидесятых годов, ее широко использовали в качестве наполнителя мелких пластмассовых деталей, она входила в состав линолеума и взрывчатых веществ.
Добавки для ДПК, в частности, лубриканты позволяют ускорить процесс экструзии, снизить износ оборудования и внутреннее трение, повысить адгезию компонентов.
Более половины рынка ДПК в настоящее время приходится на Северную Америку, где с девяностых годов наблюдается увеличение объемов потребления ДПК, за счет деревообработчиков. В Китае развивается индустрия ДПК как экспортная. Однако в Северной Америке спрос на материал ввиду кризиса и снижения объемов строительства жилой недвижимости в 3 раза снизился на двадцать процентов и на сегодняшний день еще не восстановился. По прогнозам глобальный рынок вырастет в 2,5 раза к 2016г, однако остро станет проблема относительно качества продукции. В Китае стремительно наращиваются объемы выпуска ДПК, где используется поливинилхлорид в качестве полимера и рисовая шелуха в качестве наполнителя. Производство основано по технологии прямой экструзии, что стабильное качество продукции не гарантирует. Европейский спрос, который создает Германия на 58%, вряд ли существенно увеличится в ближайшие несколько лет ввиду низкой активности в автопроме. В России ситуация неопределенная, поскольку рынок небольшой и немного о нем достоверной статистики.
Производителей ДПК не пугает неопределенность перспектив рынка и технологические трудности, количество игроков отрасли стремительно увеличивается.
Таким образом, хоть российский рынок ДПК только начинает формироваться, он уже начинает подразделяться на бюджетный и премиальный сегменты, каждый из которых инвесторам приносит ощутимую прибыль.